Концепция благоустройства памятника садово-паркового искусства «Гурзуфский парк» пгт.Гурзуф

Дата: 2013г.
Автор: Иванишкина Ю.А.,Костинский М.В
Расположение: пгт.Гурзуф, ул.Ленинградская ,1 ,наб.им.Пушкина,5
Стадия: концепция
Поделиться:

  Объект культурного наследия - памятник садово-паркового искусства Гурзуфский парк находится в юго-западной части пгт Гурзуф на берегу моря в устье горной реки Авунды. Парк является неотъемлемой составной частью садово-паркового комплекса, который формирует побережье Южного берега Крыма и имеет большое эстетическое, культурное, научное и историческое значение.

  Памятник в значительной степени сохранил свои природные составляющие, пространственное устройство, планирование, композиционные и архитектурные       компоненты, материально-техническую структуру, исторические наслоения и роль в окружающей среде. Таким образом, памятник садово-паркового искусства  Гурзуфский парк со всеми его составляющими, является особой исторической и культурной ценностью. Он оказал значительное влияние на развитие культуры, архитектуры и искусства  Крыма.                                

  Во время определения территории памятника «Гурзуфский парк» были учтены как письменные и картографические источники, так и результаты натурных обследований, которые позволили очертить участок местности, сохранившей предмет охраны:   сочетание паркового строительства с естественными или созданными человеком ландшафтами. На основании комплексного исследования было установлено, что территория памятника садово-паркового искусства «Гурзуфский парк» состоит из участков, которые находятся в пользовании различных субъектов собственности, а именно: санатория «Гурзуфский», санатория «Пушкино» и набережной А.С. Пушкина.

    Формирование территории парка в Гурзуфе, начатое А.Е. де Ришелье и сенатором И.И. Фундуклеем, было завершено во времена владения имением П.И. Губониным.

    В письменных источниках: «Обозрение Южного берега Крыма: «Новороссийский календарь» Домбровского, «Воспоминания о Крыме кн. Е. Горчаковой» значится, что присоединив к землям, выкупленным у потомков И.И. Фундуклея, имение В.А. Барятинского, П.И. Губонин изменил русло реки Авунда, а на старом русле начал строительство гостиниц. Таким образом, можно выделить северо-восточную границу парка, которая проходит по современному руслу реки Авунда до впадения в море вблизи набережной им. А.С. Пушкина. Это подтверждается и фотографиями Гурзуфа начала 20 века.

    Согласно работе Г. Москвича «Практический иллюстрированный путеводитель по Крыму»: с юго-запада граница территории парка ограничивалась набережной (современная набережная им. А.С.Пушкина), где П.И. Губониным в 1890 году «в своем имении» была построена церковь Святой Успения.

   Сравнение иконографических и картографических источников с современной градостроительной ситуацией поселка Гурзуфа дает основания утверждать, что северо-западная граница парка в начале 20 века проходила по современной ул.Санаторной к Гурзуфскому шоссе и от шоссе до набережной им. А.С. Пушкина.

    Вероятно, сначала композиция парка формировалась у дома А.Ришелье (т.н. «Дом Пушкина») и центром композиции парка была жилая часть усадьбы. Именно здесь, в плане просматривается разветвленная сеть дорожек вокруг дома. Далее, они, развиваясь, распространяются по всему парку.

   Позже, когда территория парка перешла во владение П.И.Губонина, изменилось функциональное назначение парка, и композиция сместилась в сторону реки Авунда, где расположились гостиничные корпуса, ориентированные на ее русло.

   Расположение зданий и малых архитектурных форм организует пространство сетью дорожек, аллей и уютных зеленых уголков. Сам рельеф играет не менее важную роль в композиции всего парка, чем состав его элементов. При этом все здания и малые архитектурные формы рассматриваются как необходимое дополнение.

   Центром планировочной композиции Гурзуфского парка является главная площадь санатория «Гурзуфский», которая замыкает на себе все основные композиционные, пешеходные связи и видовые раскрытия. Площадь также является завершением входной парадной аллеи. Малые архитектурные формы композиционно объединяют здания и пешеходные связи в определенном сложном ритме. От площади разветвляются веером композиционные, зрительные и пешеходные связи со всеми уголками парка.

   В общей стилистике ландшафтной организации просматриваются традиции восточного и английского пейзажного сада, весьма модного в то время, когда естественность форм относилась выше декоративности. Особое внимание уделено организации внутрипарковой перспективы, для обогащения общего впечатления основные групповые посадки дополнены посадками цветущих кустарников и небольшими группами деревьев с формами, отличными от всей доминирующей массы. Далее вдоль набережной парк плавно перетекает в парк санатория «Пушкинский», выполненный такими же средствами и не выпадающий из общего архитектурного решения, что говорит о едином замысле создателей всего комплекса. Далее на юго-запад вдоль набережной сохранилась «Пальмовая аллея», имеющая выход непосредственно на набережную. Аллеи, направленные вдоль набережной устроены в регулярном стиле, имеют центральный вход со стороны моря. В составе посадки представлено все разнообразие декоративных древовидных растений. От главного входа поперек аллей проложена дорожка, композиционно подчеркнутая круговой площадкой в центре аллеи, выходящая по лестнице через жилую застройку до Гурзуфского шоссе.

 

 

 

Похожие по теме: